7 вопросов о компьютерном образовании для детей

Ваш ребенок интересуется компьютерами и говорит, что в будущем хочет стать АйТи-шником? В этой статье собраны ответы на вопросы о том, стоит ли вкладываться в IT-образование ребенка и как это сделать с максимальной пользой.

Искусственный интеллект, робототехника, машинное обучение, программирование …. Информационные технологии за последние десять лет стремительно набирают обороты. В эпоху тотальной компьютеризации взрослым всё тяжелее влиться в это движение, став его полноценным участником и не остаться статистом на обочине, ограничившись базовыми навыками “тыкать” кнопки смартфона.

Казалось бы, куда проще проникнуть в “компьютерный мир” детям, ведь чем младше ребенок, тем проще ему удается дружить с гаджетами. Главное — перенаправить внимание ребенка с бесчисленных компьютерных игр в полезное русло — в занимательный мир IT-технологий, стартапов, инноваций.

И здесь перед родителями сразу появляется масса вопросов. Какую компьютерную школу предпочесть? В каком из компьютерных направлений следует развивать ребенка? Какой язык программирования самый популярный?

Доцент Одесского национального политехнического университета, популяризатор IT-образования среди школьников Виктор Сперанский отвечает на эти и другие волнующие вопросы родителей.

1. С какого возраста стоит начинать обучение ребенка компьютерным наукам?

Сегодня достаточно компьютерных школ действуют по принципу “чем раньше, тем лучше”. Считаю, что это большое заблуждение, особенно, если это касается совсем юных учеников младшего школьного возраста. Конечно, возрастная граница сильно размыта, но исходя из своего опыта могу сказать, что до 12 лет ребенок не до конца осознает что он изучает, а главное — для чего ему это нужно.


Начиная с 12 лет у ребенка наступает период “осознанности”, ребенок может вполне нести ответственность за свой выбор.


Конечно, везде есть исключения: есть дети, которые в 9-10 лет могут придумать тему для стартапа и даже воплотить ее в жизнь (пусть даже и в упрощенном варианте), а есть “дети”, которые и в 20 не могут определиться с тем, что им нужно от жизни. Так что, если Вы видите, что Ваш ребенок живет своим компьютерным увлечением, не раздумывайте, смело ведите его в компьютерную школу: Вы не ошибетесь, потому что в хорошей школе с Вашим ребенком обязательно проведут собеседование на предмет готовности к обучению компьютерным наукам.

Следует отметить, что сказанное относится лишь к профессиональным курсам, где ученики овладевают знаниями для использования их в дальнейшей учебе и жизни. Кроме профессиональных существует множество развивающих курсов, целью которых является в большей степени приятное времяпрепровождение, нежели обучение. На такие курсы можно идти чуть ли не “с пеленок”. От таких занятий, как правило, дети и родители в восторге, однако практических знаний такие курсы не приносят.

2. Какими навыками должны обладать дети, чтобы учиться на компьютерных курсах?

Курсы для того и создаются, чтобы учить “с нуля”. Никаких специальных знаний от ребенка не нужно. Необходимо только желание.

Конечно будут совсем не лишними базовые навыки работы с техникой: как включить и выключить компьютер, как пользоваться текстовым редактором и браузером, как искать информацию в интернете и т.д. В первую очередь, ученики должны освоить компьютерную грамотность прежде чем приступить к изучению компьютерных наук.


Важная деталь: ребенок должен научиться работать именно с компьютером (настольным ПК или ноутбуком), т.к. на смартфонах и планшетах взаимодействие с человеком максимально упрощено.


Вышесказанное касается школьников младшего возраста. Ребята постарше явно имеют базовые навыки работы с компьютером, в наши дни эти знания рассматриваются как само собой разумеющееся. Некоторые возможно даже умеют работать с базовыми программами (пакет Office, графические редакторы и т.д.). Очевидно, что в таком случае ребенок смело может пойти на компьютерные курсы.

3. Чему должны учиться дети на компьютерных курсах?

Если говорить об обучении программированию, то стоит отметить, что компьютер — это вычислительная машина, принципы работы которой коренным образом отличаются от человеческих. Попытки общаться с компьютером на “человеческом” языке конечно делаются, вспомните хотя бы нашумевший приезд в Киев известного на весь мир Гиноида (андроида с женской внешностью) Софии, созданной гонконгской компанией Hanson Robotics. Возможно в будущем голосовое общение будет основным видом взаимодействия, однако сегодня, чтобы эффективно использовать компьютер необходимо уметь разговаривать с ним на одном языке — на его языке.

Это совсем не значит, что стоит делать упор на изучение современных языков программирования, таких как С#, Java, Python. Ребенок должен научиться мыслить алгоритмами, т.е. уметь ставить цели, формулировать задачи, ведущие к поставленным целям, разбивать задачи на последовательные шаги, действия, приводящие к желаемому результату. Освоив это, он сможет быстро выучить любой язык программирования.

Однако, в мире IT существуют направления, связанные не только с программированием. Это компьютерная графика и видео, web-дизайн, социальные сети и т.д. В таких курсах “мышление алгоритмами” — не столь важный навык. Если у ребенка возникают трудности при понимании алгоритмов на курсах программирования, стоит подумать о других сферах IT, где ярче выражаются творческие способности и креативное мышление. То,что ребенок не стал программистом, не является проблемой. Он остался в IT-сфере, ему это нравится — значит Вы сделали хороший выбор.

Как итог: ребенок должен научится использовать компьютер не только как средство коммуникации и развлечения, а применять его для решения широкого круга задач.

Все дети по своему талантливы и гениальны. И это хорошо, что ребенок генерирует идеи. Важно эти идеи не затуплять в самом начале пути, а дать возможность ребенку самому пройти путь от зарождения идеи вплоть до ее реализации и распространения. И это не обязательно будет новый Google, возможно, именно Ваш ребенок сможет усовершенствовать работу какой-то системы.


Прежде чем изучать язык программирования или пакет программ, ребенок должен научиться понимать компьютер.


4. Какие проблемы подстерегают ребенка при работе за компьютером?

Со времен появления вычислительной техники существуют стойкие убеждения в том, насколько вредно с ней работать. По многолетнему опыту скажу: став пользователем с юного возраста и наблюдая за своими знакомыми, а теперь за своими студентами, могу сказать, что чрезмерное использование компьютера вредно не только для осанки и глаз. На первое место я бы поставил психические факторы.

Нахождение за компьютером — это всегда возбуждение психики, чем больше человек проводит времени за компьютером, тем дольше его психика находится в напряженном состоянии. Особенно это касается детей. Ребенок, одержимый компьютером, планшетом или смартфоном, меняется на глазах. Он лишается естественного развития, общения с “живыми” людьми, быстро меняется его поведение, интересы и система ценностей. Я уже не говорю про то, чем занимается ребенок за компьютером. Хорошо, если мультфильмы смотрит…

При осознанном использовании компьютера всего этого можно избежать.


Самое простое — это ограничить времяпрепровождение ребенка за компьютером.


Оптимально — не более 2 часов в день. Каждые 40 минут делать перерывы, гимнастику для глаз, разминаться, чтобы “сидячий образ жизни” не дал о себе знать в скором будущем. В противном случае шанс заработать психические и физические отклонения увеличивается в разы.

5. В каких случаях нахождение ребенка за компьютером — это “хорошо”?

Единственный позитивный фактор для ребенка от общения с компьютером — это развитие. Если ребенок использует время за компьютером не для развлечения, а для развития своих творческих способностей, получения новых знаний и навыков: рисует, программирует, заучивает ноты и т.п., — он получает возможность развития практически без границ. Ограничивайте только время,проводимое им за компьютером.

6. Какие IT-курсы представлены на современном рынке образования?

Если не рассматривать развивающие курсы с использованием компьютеров (обучение математике, физике, уроки рисования и т.п.), которые по сути своей компьютерными курсами не являются, все существующие предложения можно разделить на 4 категории.

Курсы для “юных программистов” — визуальные технологии программирования (например, Scratch или Tinker). Как раз на таких курсах дети получают первые навыки алгоритмического мышления. На протяжении курса ребята создают интерактивные, как правило, игровые программы с собственным сюжетом, персонажами. Занятия носят как познавательный, так и развлекательный характер.

Курсы классического программирования — на таких курсах дети изучают классические языки программирования — фундамент современных IT-технологий. Усилий для изучения таких языков как С, С++, С#, Java, Python понадобится больше, но с их помощью можно писать программы практически неорганиченной сложности. Занятия носят познавательный характер.

“Курсы цифрового творчества” — занятия по компьютерной 2D, 3D графике, видеомонтажу, работе в социальных медиа и т.д. Здесь программирование отсутствует в принципе.  Это работа с графикой Занятия носят креативный характер.

Смешанные или профориентационные курсы — на границе между программированием и творчеством — такие курсы, как например, “Веб-дизайн” или “Создание игр на платформе Unity”. Многим ребятам проще начинать именно с таких курсов, там порог вхождения ниже, чем в классическое программирование. Еще одним преимуществом таких курсов является знакомство с рядом технологий, направленных на достижение единой цели. Так, ребенок может решить для себя, чем именно ему больше нравится заниматься. Занятия носят познавательный характер и креативный характер.

Как пример, разработка простой 2D-игры требует сперва серьезной креативной работы: продумывание сценария, создание персонажей, сцены, “физики” их взаимодействия. Это очень интересный и в то же время трудоемкий процесс, только после завершения которого можно приступать к реализации идеи при помощи современных средств разработки.

В результате работы над такими комплексными задачами у ребят происходит систематизация знаний о существующих IT-технологиях и задачах. И только когда у ребенка сложилась цельная картина IT-мира, можно говорить о практических навыках работы с такими технологиями: написание полезных программ, верстка интернет-страниц, создание графических макетов, моделирование физических объектов и процессов, программирование роботов.

Начинающему IT-шнику без специальной подготовки лучше стартовать с визуальных технологий (для самых юных) или профориентационных курсов (для старших школьников). Когда у ребенка за плечами будет опыт,  он сможет осознанно выбрать, в каком направлении ему далее развиваться: в цифровом творчестве или в программировании.

7. Как отличить хорошие курсы от плохих?

Если вкратце, то курсы — это не место приятного и веселого времяпрепровождения. Это место получения полезных знаний и навыков для использования в дальнейшей жизни. Из сказанного можно выделить 4 главных компонента “Хороших” компьютерных курсов:

  1. Перед началом занятий преподаватель проводит собеседование с ребенком. Перед началом учебы очень важно понять, на каком этапе познания находится ребенок. Если он знает достаточно много, ему будет скучно на курсах, где изучают основы. Если он знает слишком мало, ему будет сложно придерживаться существующего темпа в обучении.
  2. Преподаватель-практик с опытом преподавания детям. Если с практиком все более-менее ясно, то с опытом всё не так просто. Дело в том, что IT-сфера очень динамична и чувствительна к возрасту и чем больше опыта у преподавателя, чем взрослее он, тем дальше он от детской аудитории, от их интересов, сленга, культуры. Другими словами, легендарная Марья Ивановна вряд ли сможет объяснить детям, как создать телеграм-бота или юнити-сцену лучше, чем это сделает Маша с третьего курса IT-специальности. Конечно, нужно отдать должное Марье Ивановне, лучше нее детям никто не объяснит математику, физику и другие фундаментальные науки, но для IT-курсов имеет смысл подбирать молодых ребят отлично ориентирующихся в современных IT-технологиях, которым нравится работать с детской аудиторией.
  3. Выработка практических навыков у учеников. Считаю хорошим тоном, когда вместо сухой теории, чередующейся с оторванными от реальности примерами на протяжении занятий ребята работают над определенным проектом, который по окончании можно представить на суд родителей, друзей или профессионального жюри из той же компьютерной школы. Кстати, последнее является очень важным этапом воплощения любой идеи: ребята получают опыт публичного выступления, навыки ведения дискуссии и защиты своих идей. Такие мероприятия мотивируют развиваться дальше и покорять все новые горизонты IT.
  4. Широта охвата IT-технологий. Существует множество анекдотов и реальных историй о том как в детстве ребенка водили “на скрипку” против его воли, тем самым привили ему стойкое отвращение к самому инструменту, музыке, преподавателю, музыкальной школе и т.д. С компьютерными курсами дело обстоит точно так же. Поэтому, для ребят, которые еще не нашли себя в IT крайне желательно иметь возможность ознакомиться с различными направлениями IT — пройти профориентационный курс. Так, работая над определенной идеей ребенок последовательно будет использовать различные технологии. Например, создавая игру, он попробует себя в 2D/3D графике, web-дизайне, программировании, сетевых техгологиях, что позволит не только расширить свой кругозор, но и быстро определится, куда бы бы ему хотелось углубиться. Разумеется, хорошие курсы должны обеспечить и возможность “углубиться”.

Если у Вас остались вопросы, пожалуйста, оставьте их в комментариях внизу страницы.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:
0