Имея непосредственное отношение к работе Приёмной комиссии университета более 10 лет постоянно приходится наблюдать одну и ту же ситуацию нелегкого выбора между существующими IT специальностями, перед которым стоит абитуриент или его родители.
Как правило, принятие решения опирается на авторитетные мнения «продвинутых» друзей, соседей, знакомых «a la»:
- у нас в компании есть программист, он много зарабатывает. Поступай на программиста;
- сосед закончил специальность X и уехал за границу. Поступай на специальность X;
- мой друг поступил на специальность Y и я хочу туда же;
- в названии этой специальности есть слово «компьютерный» – это перспективная специальность.
Если же подойти к процессу выбора специальности всерьёз, то найти принципиальные отличия, а тем более, разобраться в тонкостях таких известных направлений как «Компьютерные науки», «Программная инженерия», «Компьютерная инженерия», «Системная инженерия», «Информационные технологии» вчерашнему школьнику не по силам, равно как и его родственникам, друзьям и знакомым, если они сами не являются АйТи-шниками.
Вот и возникает желание помочь абитуриенту и рассмотреть существующие специальности и их отличия; а отличия здесь существенные и далеко не всегда они раскрываются названиями специальностей.
1. Классификация IT специальностей
На сегодняшний день Министерство образования Украины выделяет 7 специальностей, которые входят в отрасль Информационных технологий. Каждой специальности присвоен уникальный номер и название:
- F1 (113) Прикладная математика,
- F2 (121) Инженерия программного обеспечения,
- F3 (122) Компьютерные науки,
- F7 (123) Компьютерная инженерия,
- F4 (124) Системный анализ и наука о данных,
- F5 (125) Кибербезопасность,
- F6 (126) Информационные системы и технологии.
Еще 1 специальность, напрямую относится к Информационным технологиям из смежной отрасли:
- G7 (174) Автоматизация, компьютерно-интегрированные технологии и робототехника.
Кратко охарактеризуем каждую специальность на основе существующих стандартов.
Таблица 1. Краткая характеристика IT специальностей
| Специальность | Цель обучения |
| F1 (113) Прикладная математика | Подготовка специалистов в области математического моделирования и разработки программного обеспечения для исследования и проектирования систем различной природы |
| F2 (121) Инженерия программного обеспечения | Подготовка специалистов в области разработки, сопровождения и обеспечения качества программного обеспечения |
| F3 (122) Компьютерные науки | Подготовка специалистов в области проектирования, разработки и сопровождения информационных технологий |
| F7 (123) Компьютерная инженерия | Подготовка специалистов в области разработки и эксплуатации компьютерных систем и сетей. |
| F4 (124) Системный анализ и наука о данных | Подготовка специалистов в области разработки и использования методов моделирования, прогнозирования, проектирования сложных систем различной природы |
| F5 (125) Кибербезопасность | Подготовка специалистов в области разработки и использования технологий информационной и кибербезопасности |
| F6 (126) Информационные системы и технологии | Подготовка специалистов в области разработки, внедрения и исследования информационных систем и технологий |
| G7 (174) Автоматизация, компьютерно-интегрированные технологии и робототехника | Подготовка специалистов в области моделирования, проектирования, разработки и эксплуатации систем автоматизации и управления объектами различной природы |
2. Направления и бизнес-модели в IT
Предположим, что приведенная характеристика IT специальностей не даёт рядовому абитуриенту полной ясности, чем занимается каждая специальность, но в первом приближении становится понятно, где занимаются разработкой программного обеспечения, где готовят специалистов по аппаратному обеспечению, где изучают и технологии программирования и компьютерное «железо».
Теперь не трудно будет выделить устоявшиеся направления в области IT. Для лучшего восприятия информации также приведены типовые должности, соответствующие выделенным направлениям:
- Программное обеспечение (soft)Типовые должности:
- инженер-программист (software engineer),
- инженер тестировщик (software quality assurance manager – QA),
- специалист по поддержке пользователей (technical/customer support engineer),
- веб-дизайнер/разработчик (web designer/developer),
- разработчик/администратор баз данных (database developer/administrator),
- системный администратор (system administrator),
- инженер по кибербезопасности (cyber security engeneer),
- менеджер IT проекта (team leader, project manager).
- Аппаратное обеспечение (soft)Типовые должности:
- инженер-системотехник (hardware systems designer),
- инженер-электронщик (electronics engineer),
- IoT-инженер (IoT engineer),
- проектировцик/администратор компьютерных сетей (network architect/administrator),
- инженер-робототехник (robotics engineer),
- инженер систем управления (control systems engineer).
- Математическое обеспечение (math)Типовые должности:
- инженер по данным (data engeneer),
- инженер по анализу данных (data scientist),
- бизнес аналитик (business analyst),
- инженер по машинному обучению (machine learning engineer),
- аналитик информационных систем (systems analyst),
- интернет маркетолог (internet marketer);
- научный сотрудник (research and development scientist – R&D).
Каждая из IT специальностей в разной степени сочетает выделенные направления, что формирует ее отличительную черту и делает ее уникальной. Для лучшего понимания характерных особенностей каждой специальности полезно будет ознакомиться с существующими бизнес-моделями (способами получения основной прибыли), присутствующими на рынке IT. Рассмотрим следующие 8 бизнес-моделей, согласно которым ведут свою основную деятельность гранды мировой IT – индустрии. Расположим рассматриваемые бизнес-модели в порядке убывания soft-составляющей и нарастания hard- и math-составляющих.
Таблица 2. Бизнес-модели на рынке IT
| № | Бизнес-модель | Состав | Основной продукт | Код специальности | Компании* |
|---|---|---|---|---|---|
| Разработка программного обеспечения | |||||
| 1 | Программное обеспечение | 80% soft, 20% math | Системное, прикладное программное обеспечение: desktop/mobile, интернет приложения, мультимедийные, игровые программы, интеллектуальные/экспертные системы и пр. | F2 (121) | Adobe
|
| 2 | Информационные технологии | 70% soft, 30% math | Информационные технологии: обработка текстовых, графических, мультимедийных данных, базы данных, интеллектуальные системы | F3 (122) | Apple
|
| 3 | Информационные системы | 70% soft, 30% math | Информационные системы: локальные, сетевые, интернет-ориентированные системы, базы данных | F6 (126) | Google
|
| 4 | Кибербезопасность | 30% soft, 70% math | Программные технологии кибербезопасности и защиты данных | F5 (125) | Cloudflare
|
| Разработка программного и аппаратного обеспечения | |||||
| 4 | Компьютерное оборудование | 30% soft, 50% hard, 20% math | Компьютерные системы: (стационарные/мобильные, встроенные/распределенные, облачные, интеллектуальные) и сети (локальные, глобальные, интернет-сети, интернет вещей) | F7 (123) | IBM
|
| 5 | Автоматизация и робототехника | 30% soft, 40% hard, 30% math | Программные и аппаратные технологи для управления объектами различной природы: мобильные системы, робототехника, телекоммуникации, компьютерная электроника, автоматизация |
G7 (174) | SpaceX
|
| Разработка математического и программного обеспечения | |||||
| 7 | Системный анализ | 30% soft, 70% math | Технологии интеграции сложных программных и аппаратных систем различной природы | F4 (124) | AT&T
|
| 8 | Моделирование и интеллектуальный анализ | 30% soft, 70% math | Математическое и программное обеспечение систем различной природы, анализа данных, интеллектуальных систем | F1 (113) |
|
<p
*Информация о приведенных IT компаниях собрана с использованием рейтинга крупнейших
компаний мира fortune global 500.
Процентное соотношение IT направлений в бизнес-моделях указано условно, с целью подчеркнуть контраст между специальностями. Реальное соотношение компонентов образовательной программы может меняться от университета к университету в зависимости от научного направления выпускающей кафедры, фокуса образовательной программы, преподавательского состава и его компетентности, компаний-партнеров и пр. По этой же причине, учебные планы для одной специальности в разных университетах могут существенно различаться.
3. Изучаемые предметы и технологии
Для фиксации базовых характеристик специальностей разработанные стандарты включают перечень учебных компонентов, обязательных для изучения в рамках данной специальности. Подробный перечень предметов и технологий, которые предписываются стандартами специальностей, представлен в следующей сравнительной таблице.
Таблица 3. Перечень дисциплин и технологий, предписываемых стандартами специальностей
– знакомство,
– изучение,
– глубокое изучение.
| № | Предмет | Специальность | |||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| F1 (113) | F2 (121) | F3 (122) | F7 (123) | F4 (124) | F5 (125) | F6 (126) | G7 (174) | ||
| Разработка программного обеспечения | |||||||||
| 1 | системное | ||||||||
| 2 | прикладное | ||||||||
| 3 | алгоритмы | ||||||||
| 4 | тестирование | ||||||||
| Информационные технологии | |||||||||
| 5 | базы данных | ||||||||
| 6 | облачные | ||||||||
| 7 | кибербезопасность | ||||||||
| 8 | специализированное ПО | ||||||||
| 9 | CAD | ||||||||
| Администрирование | |||||||||
| 10 | операционные системы | ||||||||
| 11 | сети | ||||||||
| Схемотехника | |||||||||
| 12 | компьютерная техника | ||||||||
| 13 | интернет вещей | ||||||||
| 14 | микропроцессорная техника | ||||||||
| 15 | мобильные системы | ||||||||
| 16 | электроника | ||||||||
| Мехатроника | |||||||||
| 17 | робототехника | ||||||||
| 18 | автоматика | ||||||||
| Математика | |||||||||
| 19 | математические методы и модели | ||||||||
| 20 | обработка и анализ данных | ||||||||
| 21 | машинное обучение | ||||||||
| 22 | искусственный интеллект | ||||||||
| 23 | теория управления | ||||||||
4. Полезные советы
Перед завершением данного обзора хочется дать абитуриентам несколько коротких, но ёмких советов по выбору IT специальности.
- Не гонитесь за модными сегодня технологиями – к окончанию обучения они, вероятнее всего, уже утратят свою популярность. Ориентируйтесь на классическое IT образование.
- Не ограничивайтесь знакомством с одной лишь специальностью. Направление, которое Вас интересует, наверняка, присутствует и в других специальностях – узнайте подробнее о каждой из них. Например, программирование – обязательная составляющая любой IT специальности. Успешными программистами становятся и «аппаратчики». Кстати, обратное утверждение далеко не всегда верно.
- Постарайтесь получить информацию о преподавателях: в фундаментальных науках лучше отдавать приоритет теоретикам, а в прикладных (это большая часть IT) – практикующим специалистам.
Надеемся, приведенный обзор поможет ответить на все Ваши вопросы касательно отличия IT специальностей и позволит абитуриентам сделать осознанный выбор, который будет приносить удовольствие от работы и обеспечит достаток в семье.
- Автор:
- Профессор кафедры компьютеризированных систем и программных технологий Национального
университета «Одесская политехника»
Фомин Александр - Рецензент:
- Директор Компьютерной школы «Одесская политехника»
Виктор Сперанский
Adobe
Microsoft
Oracle
Salesforce
Valve
Ubisoft
Apple
Samsung
Sony
Zoom
VMware
Google
Amazon
Meta Platforms (Facebook)
Yahoo
PayPal
Cloudflare
CrowdStrike
Mandiant
Zscaler
IBM
Intel
AMD
Cisco
Hewlett Packard
Verizon
SpaceX
Tesla
Starlink
Siemens
Schneider Electric
Qualcomm
Arduino
AT&T
NASA
Boeing
Lockheed Martin
NVIDIA
Mathworks
Maple