Имея непосредственное отношение к работе Приёмной комиссии университета более 10 лет постоянно приходится наблюдать одну и ту же ситуацию нелегкого выбора между существующими IT специальностями, перед которым стоит абитуриент или его родители.
Как правило, принятие решения опирается на авторитетные мнения «продвинутых» друзей, соседей, знакомых «a la»:
- у нас в компании есть программист, он много зарабатывает. Поступай на программиста;
- сосед закончил специальность X и уехал за границу. Поступай на специальность X;
- мой друг поступил на специальность Y и я хочу туда же;
- в названии этой специальности есть слово «компьютерный» – это перспективная специальность.
Если же подойти к процессу выбора специальности всерьёз, то найти принципиальные отличия, а тем более, разобраться в тонкостях таких известных направлений как «Компьютерные науки», «Программная инженерия», «Компьютерная инженерия», «Системная инженерия», «Информационные технологии» вчерашнему школьнику не по силам, равно как и его родственникам, друзьям и знакомым, если они сами не являются АйТи-шниками.
Вот и возникает желание помочь абитуриенту и рассмотреть существующие специальности и их отличия; а отличия здесь существенные и далеко не всегда они раскрываются названиями специальностей.
1. Классификация IT специальностей
На сегодняшний день Министерство образования Украины выделяет 6 специальностей, которые входят в отрасль Информационных технологий. Каждой специальности присвоен уникальный номер и название:
- 121 Инженерия программного обеспечения,
- 122 Компьютерные науки,
- 123 Компьютерная инженерия,
- 124 Системный анализ,
- 125 Кибербезопасность,
- 126 Информационные системы и технологии.
Еще 2 специальности согласно проекта 2021 года Министерство образования планирует переместить в отрасль Информационных технологий из смежных отраслей:
- 113 Прикладная математика,
- 151 Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии.
Кратко охарактеризуем каждую специальность на основе существующих стандартов.
Таблица 1. Краткая характеристика IT специальностей
Специальность | Цель обучения |
121 Инженерия программного обеспечения |
Подготовка специалистов в области разработки, сопровождения и обеспечения качества программного обеспечения |
122 Компьютерные науки |
Подготовка специалистов в области проектирования, разработки и сопровождения информационных технологий |
123 Компьютерная инженерия |
Подготовка специалистов в области разработки и эксплуатации компьютерных систем и сетей. |
124 Системный анализ |
Подготовка специалистов в области разработки и использования методов моделирования, прогнозирования, проектирования сложных систем различной природы |
125 Кибербезопасность |
Подготовка специалистов в области разработки и использования технологий информационной и кибербезопасности |
126 Информационные системы и технологии |
Подготовка специалистов в области разработки, внедрения и исследования информационных систем и технологий |
113 Прикладная математика |
Подготовка специалистов в области математического моделирования и разработки программного обеспечения для исследования и проектирования систем различной природы |
151 Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии |
Подготовка специалистов в области моделирования, проектирования, разработки и эксплуатации систем автоматизации и управления объектами различной природы |
2. Направления и бизнес-модели в IT
Предположим, что приведенная характеристика IT специальностей не даёт рядовому абитуриенту полной ясности, чем занимается каждая специальность, но в первом приближении становится понятно, где занимаются разработкой программного обеспечения, где готовят специалистов по аппаратному обеспечению, где изучают и технологии программирования и компьютерное «железо».
Теперь не трудно будет выделить устоявшиеся направления в области IT. Для лучшего восприятия информации также приведены типовые должности, соответствующие выделенным направлениям:
-
Программное обеспечение (soft)
Типовые должности:
- инженер-программист (software engineer),
- инженер тестировщик (software quality assurance manager – QA),
- специалист по поддержке пользователей (technical/customer support engineer),
- веб-дизайнер/разработчик (web designer/developer),
- разработчик/администратор баз данных (database developer/administrator),
- системный администратор (system administrator),
- инженер по кибербезопасности (cyber security engeneer),
- менеджер IT проекта (team leader, project manager).
-
Аппаратное обеспечение (soft)
Типовые должности:
- инженер-системотехник (hardware systems designer),
- инженер-электронщик (electronics engineer),
- IoT-инженер (IoT engineer),
- проектировцик/администратор компьютерных сетей (network architect/administrator),
- инженер-робототехник (robotics engineer),
- инженер систем управления (control systems engineer).
-
Математическое обеспечение (math)
Типовые должности:
- инженер по данным (data engeneer),
- инженер по анализу данных (data scientist),
- бизнес аналитик (business analyst),
- инженер по машинному обучению (machine learning engineer),
- аналитик информационных систем (systems analyst),
- интернет маркетолог (internet marketer);
- научный сотрудник (research and development scientist – R&D).
Каждая из IT специальностей в разной степени сочетает выделенные направления, что формирует ее отличительную черту и делает ее уникальной. Для лучшего понимания характерных особенностей каждой специальности полезно будет ознакомиться с существующими бизнес-моделями (способами получения основной прибыли), присутствующими на рынке IT. Рассмотрим следующие 8 бизнес-моделей, согласно которым ведут свою основную деятельность гранды мировой IT – индустрии. Расположим рассматриваемые бизнес-модели в порядке убывания soft-составляющей и нарастания hard- и math-составляющих.
Таблица 2. Бизнес-модели на рынке IT
№ | Бизнес-модель | Состав | Основной продукт | Код специальности | Компании* |
---|---|---|---|---|---|
Разработка программного обеспечения |
|||||
1 |
Программное обеспечение |
80% soft, 20% math |
Системное, прикладное программное обеспечение: desktop/mobile, интернет приложения, мультимедийные, игровые программы, интеллектуальные/экспертные системы и пр. |
121 |
Adobe Microsoft Oracle Salesforce Valve Ubisoft |
2 |
Информационные технологии |
70% soft, 30% math |
Информационные технологии: обработка текстовых, графических, мультимедийных данных, базы данных, интеллектуальные системы |
122 |
Apple Samsung Sony Zoom VMware |
3 |
Информационные системы |
70% soft, 30% math |
Информационные системы: локальные, сетевые, интернет-ориентированные системы, базы данных |
126 |
Amazon Meta Platforms (Facebook) Yahoo PayPal |
4 |
Кибербезопасность |
30% soft, 70% math |
Программные технологии кибербезопасности и защиты данных |
125 |
Cloudflare CrowdStrike Fortinet Mandiant Zscaler |
Разработка программного и аппаратного обеспечения |
|||||
4 |
Компьютерное оборудование |
30% soft, 50% hard, 20% math |
Компьютерные системы: (стационарные/мобильные, встроенные/распределенные, облачные, интеллектуальные) и сети (локальные, глобальные, интернет-сети, интернет вещей) |
123 |
IBM Intel AMD Cisco Hewlett Packard Verizon |
5 |
Автоматизация и робототехника |
30% soft, 40% hard, 30% math |
Программные и аппаратные технологи для управления объектами различной природы: |
151 |
SpaceX Tesla Starlink Siemens Schneider Electric Qualcomm Arduino |
Разработка математического и программного обеспечения | |||||
7 |
Системный анализ |
30% soft, 70% math |
Технологии интеграции сложных программных и аппаратных систем различной природы |
124 |
AT&T NASA Boeing Lockheed Martin |
8 |
Моделирование и интеллектуальный анализ |
30% soft, 70% math |
Математическое и программное обеспечение систем различной природы, анализа данных, интеллектуальных систем |
113 |
SAS NVIDIA Mathworks Maple |
*Информация о приведенных IT компаниях собрана с использованием рейтинга крупнейших
компаний мира fortune global 500.
Процентное соотношение IT направлений в бизнес-моделях указано условно, с целью подчеркнуть контраст между специальностями. Реальное соотношение компонентов образовательной программы может меняться от университета к университету в зависимости от научного направления выпускающей кафедры, фокуса образовательной программы, преподавательского состава и его компетентности, компаний-партнеров и пр. По этой же причине, учебные планы для одной специальности в разных университетах могут существенно различаться.
3. Изучаемые предметы и технологии
Для фиксации базовых характеристик специальностей разработанные стандарты включают перечень учебных компонентов, обязательных для изучения в рамках данной специальности. Подробный перечень предметов и технологий, которые предписываются стандартами специальностей, представлен в следующей сравнительной таблице.
Таблица 3. Перечень дисциплин и технологий, предписываемых стандартами специальностей
– знакомство,
– изучение,
– глубокое изучение.
№ | Предмет | Специальность | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
113 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 151 | ||
Разработка программного обеспечения |
|||||||||
1 | системное | ||||||||
2 | прикладное | ||||||||
3 | алгоритмы | ||||||||
4 | тестирование | ||||||||
Информационные технологии |
|||||||||
5 | базы данных | ||||||||
6 | облачные | ||||||||
7 | кибербезопасность | ||||||||
8 | специализированное ПО | ||||||||
9 | CAD | ||||||||
Администрирование |
|||||||||
10 | операционные системы | ||||||||
11 | сети | ||||||||
Схемотехника | |||||||||
12 | компьютерная техника | ||||||||
13 | интернет вещей | ||||||||
14 | микропроцессорная техника | ||||||||
15 | мобильные системы | ||||||||
16 | электроника | ||||||||
Мехатроника |
|||||||||
17 | робототехника | ||||||||
18 | автоматика | ||||||||
Математика |
|||||||||
19 | математические методы и модели | ||||||||
20 | обработка и анализ данных | ||||||||
21 | машинное обучение | ||||||||
22 | искусственный интеллект | ||||||||
23 | теория управления |
4. Полезные советы
Перед завершением данного обзора хочется дать абитуриентам несколько коротких, но ёмких советов по выбору IT специальности.
- Не гонитесь за модными сегодня технологиями – к окончанию обучения они, вероятнее всего, уже утратят свою class=GramE>популярность ). Ориентируйтесь на классическое IT образование.
- Не ограничивайтесь знакомством с одной лишь специальностью. Направление, которое Вас интересует, наверняка, присутствует и в других специальностях – узнайте подробнее о каждой из них. Например, программирование – обязательная составляющая любой IT специальности. Успешными программистами становятся и «аппаратчики». Кстати, обратное утверждение далеко не всегда верно.
- Постарайтесь получить информацию о преподавателях: в фундаментальных науках лучше отдавать приоритет теоретикам, а в прикладных (это большая часть IT) – практикующим специалистам.
Надеемся, приведенный обзор поможет ответить на все Ваши вопросы касательно отличия IT специальностей и позволит абитуриентам сделать осознанный выбор, который будет приносить удовольствие от работы и обеспечит достаток в семье.
- Автор:
- Профессор кафедры компьютеризированных систем и программных технологий Национального
университета «Одесская политехника»
Фомин Александр - Рецензент:
- Директор Компьютерной школы «Одесская политехника»
Виктор Сперанский